1. Святитель и чудотворец Николай Мирликийский

 2. Икона Божией Матери «Иверская»

 3. Святая блаженная Матрона Московская

 4. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

 5. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

 6. Святитель и чудотворец Николай Мирликийский

 7. Икона новомучеников Знаменского храма священномученика Иоанна Смирнова и мученицы Аполлинарии; Икона Божией Матери «Озерянская» с избранными святыми (святой великомученик Георгий Победоносец, святитель Николай, святитель Акакий, преподобный Герасим Иорданский, святой праведный Симеон Верхотурский, преподобный Алексий, человек Божий, преподобный Александр Свирский, святой мученик Трифон,  апостол Петр)

 8. Распятие с предстоящими

 9. Икона Божией Матери «Благодатное Небо»

10. Святые равноапостольные Константин и Елена.

11. Святой мученик и чудотворец Трифон

12. Икона Божией Матери «Иверская»

13. Святые праведные Захария и Елисавета

14. Икона Христа Спасителя «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою Вы» (Мф 11:28)

15. Преподобный Серафим Саровский

16. Святой великомученик Димитрий Солунский

17. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

18. Преподобный Сергий Радонежский

19. Святые мученики Адриан и Наталия

20. Икона Всех Святых

21. Святая блаженная Ксения Петербургская

22. Икона «Господь благословляет детей»

23. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

24. Икона Божией Матери «Корсунская»; святые великомученицы Варвара (с чашей) и Параскева; икона «Апостол Иоанн Богослов в молчании»

25. Святитель Димитрий Ростовский

26. Архангел Михаил

27. Святой мученик Трифон; икона Божией Матери «Боголюбская»; святой преподобный Пимен Великий

28. Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн с житием

29. Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов у Креста Господня («Жено, се сын Твой…» Ин 19:25-27)

30. Икона «Собор новомучеников и исповедников Российских»; икона «12 праздников»

31. Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

32. Распятие Господне, Животворящий Крест

33. Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

34. Святая равноапостольная Мария Магдалина

35. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»

36. Икона Божией Матери «Достойно есть»

37. Святой великомученик и целитель Пантелеимон

38. Святитель Иоасаф Белгородский

39. Святитель Феодосий Черниговский

40. Икона Божией Матери «Знамение» с событиями обретения и избранными святыми (преподобный Алексий, человек Божий, святая великомученица Параскева и святая мученица Матрона)

41. Икона Божией Матери «Черниговская»; икона Божией Матери «Феодоровская»

42. Святой благоверный князь Александр Невский с избранными святыми (святая равноапостольная Мария Магдалина, преподобный Иосиф Песнописец, пророк Авдий, святая мученица Татиана и преподобный Тит)

43. Икона Божией Матери «Скоропослушница»

44. Святой великомученик Георгий Победоносец с житием и избранными святыми (святитель Модест Иерусалимский, священномученик Власий, святые мученики Флор и Лавр, преподобный Герасим, святая мученица София); пророк Илия; святитель Василий Великий

45. Священномученик Ермоген, патриарх Московский

46. Святой мученик Иоанн Воин; святые апостолы Петр и Павел; Святая Троица

47. Покров Пресвятой Богородицы; святые мученики Гурий, Самон и Авив

 

     В храме три придела и четыре святых престола: в честь иконы Божией Матери «Знамение», во имя святителя и чудотворца Николая, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя святого мученика и чудотворца Трифона.

     Резной деревянный позолоченный иконостас Знаменского храма, выполненный в конце XIX века, отражает развитие «русского стиля» в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, иконостас выдержан в традициях XVI–XVII столетий. Иконы Праздничного и Пророческого ярусов помещены в круглые медальоны, украшенные пламеневидными кокошниками. Верх увенчан резными изображениями херувимов. Праотеческий ряд состоит из небольших поясных образов, помещенных в трехлопастные кокошники. В иконостасе — иконы так называемого московского письма.

     В интерьере храма — резные киоты, соответствующие по стилю иконостасу. Больше всего в храме, конечно, икон Пресвятой Богородицы: «Знамение», «Всех скорбящих Радость», Владимирская, Казанская, «Нечаянная Радость», «Достойно есть», «Взыскание погибших», «Благодатное Небо», Корсунская, «Утоли моя печали», «Скоропослушница», Иверская, «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Феодоровская, Черниговская, «Покров Божией Матери», Боголюбская, Озерянская. Многочисленны иконы святых, в земле Российской просиявших: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоасаф Белгородский, святой благоверный князь Александр Невский, святая равноапостольная княгиня Ольга, святитель Димитрий Ростовский, священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская.

   

     Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Новгородской). Напротив главного иконостаса, над центральной аркой, вокруг хоров, помещено изображение битвы под стенами Новгорода, во время которой произошло событие, положившее начало прославлению Знаменской иконы.

     Зимой 1170 года Великий Новгород был осажден соединенным войском семидесяти двух русских князей. Видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, новгородцы только от Бога могли ждать помощи и заступления. Храмы не затворялись ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа.

     С тех пор как к Новгороду подступили враги, архиепископ Иоанн три дня и три ночи неустанно молился в Софийском соборе о спасении города. В третью ночь, стоя пред иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет и услышал голос: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены и тогда узришь спасение града».

     Отслужив молебен, икону торжественно понесли на городскую стену и поставили лицом к нападавшим. Но воины не смягчились и пустили на это место стены целые тучи стрел, одна из которых ранила священный лик. Тогда свершилось чудо: икона, как повествует летописец, «тотчас сама собою отвратив лице Свое от сопротивных, обратилась на град и источила слезы от очию». Архиепископ, утирая их фелонью, воскликнул: «О чудо преславно! Не суть бо слезы, но милостивое знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну Своему за град и люди, уповающие на милость Ея». В то же время на осаждавших напал неописуемый страх. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением, отворили ворота, бросились на врагов и разбили их наголову. С этого времени новгородская икона Божией Матери и получила название Знаменской, или «Знамение».

     Храмовый образ Божией Матери находится в центральной части храма в резном позолоченном киоте. Это список XVI века с древней новгородской иконы. Изображение Пресвятой Богородицы с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне Её Божественным Младенцем окружено клеймами с изображениями святых.

     В воскресные дни после вечернего богослужения перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом.

     В день празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение», 10 декабря, в храме совершается архиерейское богослужение.
   
     Северный придел храма освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Стены и своды этого придела украшены росписями, посвященными событиям из жизни Святителя. В алтаре северного придела находится запрестольный образ Пресвятой Богородицы, повторяющий известную икону В. М. Васнецова. В иконостасе помещен образ святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, просветителей славян.
   

     Южный придел храма освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Росписи на стенах и сводах отражают события, связанные с именем этого святого. Храмовый образ святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна XVII века находится в центральной части храма, где для него сооружен резной позолоченный киот с сенью.

     Этот образ в день престольного праздника Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна 11 сентября 2000 года на глазах собравшихся чудесно обновился.

     В иконостасе Предтеченского придела находится образ святого праведного Филарета Милостивого из храма мученикаТрифона в Напрудном. В алтаре хранится старинный дубовый крест.
   

     Одна из главных святынь Знаменского храма — образ святого мученика Трифона.

     Святой мученик Трифон родился в начале III века близ города Апамеи во Фригийской области. Помогая родителям, он с раннего детства проводил свое время на пастбище, где приучил себя к молитвенному подвигу. Окрестные жители с юных лет знали Трифона как чудесного исцелителя, изгоняющего бесов и врачующего недуги. Святому было всего семнадцать лет, когда он с помощью Божией изгнал беса из дочери императора Гордиана и по его просьбе сумел показать ему диавола видимым образом, в виде черного пса с огненными глазами, голова которого влачилась по земле. Свидетели этого зрелища были поражены страхом и, оставив языческое нечестие, обратились ко Христу. По смерти Гордиана, во время гонения императора Декия, в 250 году, за исповедание Истинного Бога святой Трифон был подвергнут жестоким мучениям и усечен мечом.

     На Руси святой мученик Трифон издавна пользовался особой любовью. Существует предание, что при Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый государем сокол. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу, угрожая в противном случае смертной казнью. Сокольник Трифон объехал все окрестности, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он уснул в лесу, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю — мученику Трифону. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего в руке царского сокола, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне сокола.

     В память о своем чудесном спасении Трифон Патрикеев построил храм, главной святыней которого была икона святого мученика Трифона. К этому времени, то есть к XVI веку, относится появление московского варианта изображения мученика Трифона в виде юноши на белом коне с птицей в руках. Некоторое время святой мученик Трифон считался покровителем Москвы наряду с великомучеником Георгием Победоносцем. Это один из самых почитаемых в столице святых.

     Мученик Трифон является скорым помощником во всяких бедах и нуждах: он исцеляет телесные и душевные недуги, защищает от нечистых духов, помогает обрести жилье и работу, избавляет от внезапных бед и скорбей.

     Чудотворный образ святого мученика и чудотворца Трифона с частицами его честных мощей принесен в храм в 1930-х годах приснопамятным протоиереем Стефаном Марковым вместе с другими святынями из разрушенных и закрытых московских храмов (Трифоновский храм был закрыт в 1931 году) и с благоговением хранится здесь по сей день. В икону мученика Трифона вделаны драгоценные ковчежцы с частицами его святых мощей, присланными в 1803 году из Черногории. Эти ковчежцы — дар серебряных дел мастера Трифона Добрякова.

     В честь мученика Трифона в 1980 году был освящен приставной престол, изготовленный из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В. И. Кудиновым. В народе Знаменский храм теперь больше известен как Трифоновский.

     Ежедневно после литургии перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом, а по средам после вечернего богослужения при большом стечении народа поется акафист мученику Трифону.

     В день памяти святого мученика и чудотворца Трифона, 14 февраля, в храме совершается архиерейское богослужение.
   

     Православными жителями Москвы почитается как чудотворный Животворящий Крест, находящийся в Предтеченском приделе. Крест стоит на возвышении, изображающем Голгофу. Распятие Господа искусно вырезано из дерева. Сзади за Крестом изображен вид Иерусалима. Раньше этот Крест находился в Страстном девичьем монастыре (недалеко от Пушкинской площади), а после его закрытия в 1928 году был перенесен в храм преподобного Пимена Великого. Когда же Пименовский храм заняли обновленцы, по благословению митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха, святыня была перенесена сюда.

     По пятницам после вечернего богослужения перед Животворящим Крестом совершается акафист.
   

     Иверская икона Божией Матери находится в резном киоте у правого клироса. Этот образ всегда пользовался в Православной Москве особой любовью. В дни ее празднования — 26 октября и 25 февраля — в Знаменском храме совершается всенощное бдение с акафистом, а во вторник Светлой седмицы совершается молебен.

     Этот образ принесен в храм в начале 1950-х годов настоятелем протоиереем Клеоником Вакуловичем. Отец Клеоник был переведен в Знаменский храм из храма Воскресения Христова в Сокольниках, где Иверский образ Матери Божией традиционно пользуется особым почитанием. Икона происходит из закрытого после революции подворья Свято-Пантелеимонова на Афоне монастыря, которое находилось на Большой Полянке.
   

     Святитель Феодосий Черниговский родился в начале 1630-х годов в польской части Украины. Он происходил из древнего дворянского рода Углицких. В роду было много лиц духовного звания и даже иноческого чина. Священником был и его отец, иерей Никита. В ранней юности будущий Святитель принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосия. Он известен своей ревностной деятельностью по благоустроению монастырей. Его трудами была возрождена старинная Киево-Выдубицкая обитель, а также Черниговский Елецкий монастырь. В 1688 году архимандрит Феодосий стал архиепископом Черниговским. Он был истинным подвижником и постником, отличался глубоким смирением, все свое внимание обращал на поддержание духа истинного христианского благочестия в среде своих пасомых. Служение святителя Феодосия проходило в непрестанном противостоянии натиску папизма и унии, и он проявил себя истинным охранителем и защитником Православия.

     Святитель Феодосий Черниговский скончался 5/18 февраля 1696 года. Как при своей жизни, так и особенно после отшествия к Господу, святитель Феодосий прославился многими чудесами и исцелениями. Так, еще до прославления Святителя, иеромонах, который переоблачал его мощи в пещерах Киево-Печерской Лавры, задремал и увидел перед собой Святителя, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, упомянуть моих родителей — иерея Никиту и Марию». Позже, когда был найден помянник святителя Феодосия, то оказалось, что имена его родителей — именно те, которые были даны иеромонаху в видении. Святитель Феодосий Черниговский причислен к лику святых в 1896 году, тогда же обретены его нетленные мощи. Он почитается как великий угодник Божий, защитник от бед и напастей, избавитель от всякого злого обстояния.

     В образ святителя Феодосия, находящийся в Знаменском храме, вставлена частица его облачения.

     Память совершается 18 февраля и 22 сентября.

   

 

 

     Святитель Иоасаф Белгородский (в миру Иоаким Андреевич Горленко) родился 8 сентября 1705 года в Прилуках Полтавской губернии, в знатной и благочестивой семье полковника казачьего полка. В возрасте 19 лет он ушел в Киево-Межигорский монастырь, где через год был пострижен в рясофор с именем Илариона. В 1727 году в Киево-Братском монастыре был пострижен в мантию и назван Иоасафом. Затем он служил учителем в Киевской Духовной академии, настоятелем Мгарского монастыря, а с 1745 года наместником Троице-Сергиевой Лавры. В 1748 году архимандрит Иоасаф был рукоположен во епископа Белгородского и Обоянского. Он был строгим начальником и требовал от подчиненного ему духовенства благоговейного отношения к своему служению.

     Святитель Иоасаф скончался в 1754 году, а спустя полтора столетия, в 1911 году, был причислен к лику святых. Велики и разнообразны его чудеса и при жизни, и особенно после кончины. Он является скорым помощником всех болящих духовно и телесно, скорбящих, обидимых, наставником неправомыслящих и неусыпным молитвенником за родную Русь.

      Память совершается 17 сентября и 23 декабря.
   

      Озерянская икона Божией Матери была чудесным образом обретена под Харьковом в XVI веке, во время татарских набегов на Украину. На месте явления иконы была основана Озерянская обитель, куда стекались многочисленные паломники, привлеченные рассказами об обильных чудотворениях от святого образа. В конце XVIII столетия Озерянская икона была перенесена в Куряжский монастырь близ Харькова, а затем в течение восьми лет пребывала в самом Харькове. С середины XIX века икона в зимнее время находилась в Харькове, в Крестовой церкви архиерейского дома, а на лето переносилась в Куряжский монастырь. В торжественном крестном ходе при перенесении иконы участвовало множество богомольцев.

     Озерянская икона считается покровительницей охотников и рыболовов. И образ, украшающий ныне Знаменский храм, был пожертвован Московским городским обществом охотников и рыболовов во главе с А. П. Калединым. Он был специально написан для нашего храма, по благословению настоятеля, протоиерея Феодора Рожика, иконописцами Т. А. Солоимской и Е. Т. Брагиной. 7 февраля 1999 года икона была торжественно освящена и водружена в северном приделе храма. На клеймах вокруг образа Пресвятой Богородицы изображены святые, в житиях которых есть эпизоды, связанные с животными, птицами и рыбами: святой великомученик Георгий Победоносец, святитель Николай Мирликийский, святитель Акакий Мелитинский, святой преподобный Герасим Иорданский, святой праведный Симеон Верхотурский, святой преподобный Алексий, человек Божий, святой преподобный Александр Свирский, святой мученик Трифон, апостол Петр.

     Празднование совершается 12 ноября.

   

     Святой Филарет Милостивый жил в VIII веке на территории нынешней Турции. Он был человеком богатым и счастливым, но не очерствел душой, как многие люди в его положении. Напротив, он жалел страждущих и заботился о них. Богу было угодно послать святому Филарету испытание: он лишился всех богатств и вынужден был добывать хлеб тяжелым трудом в поте лица. Безропотно принял Филарет свое несчастье, повторяя, как некогда Иов: «Бог дал, Бог взял, да будет имя Его благословенно». Несмотря на испытания, святой Филарет не переставал помогать нуждающимся и делился с ними теперь уже воистину последним куском хлеба. Однако Господь не оставил праведного Филарета и послал ему награду: внучка его, красавица Мария, стала женой царя Константина VI. Снова богатство вернулось в дом святого Филарета, и он немедленно умножил свою помощь бедным.

     Святой Филарет дожил до глубокой старости. Перед своей кончиной он призвал родных и сказал им: «Господь дал мне сперва великое богатство, потом испытал нищетой и, видя, что я терпеливо и безропотно переношу посланное, вновь возвысил меня земной славой. Но я богатства своего не хранил в сундуках, а через бедных и страждущих посылал его к Богу. Прошу вас, не забывайте милосердия, заступайтесь за вдовиц и сирот, посещайте больных и заключенных в темницах, не оставляйте собраний церковных, чужого не берите, никого не обижайте, не злословьте, не радуйтесь несчастью ни друзей, ни врагов, совершайте память по умершим и меня, грешного, не забывайте».

     Святому праведному Филарету Милостивому молятся о счастливом замужестве дочерей.

Икона праведного Филарета Милостивого в иконостасе Предтеченского придела происходит из храма святого мученика Трифона в Напрудном. Образ этот дорог тем, что связан с именем святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. В 1861 году по благословению святителя Филарета был выстроен новый придел в Трифоновском храме и 23 июля 1861 года освящен им самим во имя праведного Филарета Милостивого.

     В день памяти святого праведного Филарета Милостивого, 14 декабря, в Предтеченском приделе совершается особая служба Праведному, составленная святителем Московским Филаретом в 1853 году.

 

   

      Преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры, родился в 1314 году под Ростовом Великим, в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. В миру он носил имя Варфоломей. После кончины родителей, около 1337 года, он вместе со старшим братом Стефаном поселился в лесу в 10 верстах от городка Радонежа. Братья построили келью и маленькую церковь во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в лесу была очень тяжела, и вскоре Стефан оставил брата и ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей же принял постриг с именем Сергия и около двух лет подвизался один. Терпением и молитвой преодолевал он многочисленные искушения, и вскоре слава о нем распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. По их просьбам Преподобный принял сан священника и игумена. Основанный им Троицкий монастырь прославился на всю Русь как идеальный образец монашеского братства. Преподобного Сергия называют Игуменом Русской земли — ведь им самим, его учениками и последователями было основано не менее четверти русских монастырей.

     Его высоко ценил и уважал святитель Алексий, митрополит Московский, советовавшийся с Троицким игуменом о церковных делах, а великий князь Димитрий Иоаннович, прозванный Донским, просил у него благословения перед Куликовской битвой. Имя преподобного Сергия неразрывно связано с освобождением Руси от татарского ига.

     Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Однажды ему явилась в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. Святой игумен отошел ко Господу 25 сентября/8 октября 1392 года, а спустя 30 лет после его блаженной кончины, 5/18 июля 1422 года, были обретены его нетленные мощи. С тех пор поток чудесной помощи преподобного Сергия не прекращается. Он почитается как покровитель и заступник всего государства Российского, но не отказывает тем, кто обращается к нему с верою, ни в каких просьбах. Особенно часто молятся ему об успехах детей в учении.

     Память совершается 18 июля и 8 октября. В этот день в Знаменском храме совершается молебен с акафистом Преподобному.

 

   

      Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) родился в 1754 году в Курске в купеческой семье. В 18 лет он вступил в Саровскую обитель послушником, а в 27 лет принял монашество с именем Серафим, что означает «пламенный». Вскоре его рукоположили во иеродиакона. В 1793 году преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха, после чего в течение года он ежедневно служил и причащался Святых Таин. Потом святой Серафим стал удаляться в «дальнюю пустыньку» — в лесную глушь в пяти верстах от обители. В это время он достиг великого духовного совершенства. Дикие звери: медведи, волки, лисицы — приходили к хижине подвижника и ели из его рук. Живя в своей «пустыньке», преподобный Серафим однажды сильно пострадал от разбойников, жестоко избивших его. Когда же обидчиков нашли и хотели наказать, угодник Божий заступился за них. Вскоре после этого начался столпнический период жизни преподобного Серафима, когда он проводил дни на одном камне близко к «пустыньке», а ночи — на другом, в чаще леса. Почти без перерыва молился он с воздетыми руками, и этот подвиг его продолжался тысячу дней.

     По особому велению Божией Матери под конец своей жизни преподобный Серафим взял на себя подвиг старчества. Многие тысячи людей приходили к нему за советом и помощью, утешением и молитвенной поддержкой.

      Образ преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба освящен в день прославления святого 1 августа 1903 года и принесен в Знаменский храм монахинями разрушенного в 1930-е годы Дивеевского подворья, находившегося в начале нынешнего проспекта Мира (в настоящее время подворье восстановлено). Образ пользуется в Знаменском храме особым почитанием.

      В дни памяти Преподобного, 15 января и 1 августа, перед его иконой совершается водосвятный молебен с акафистом.
   

       Святые мученики Адриан и Наталия были молодыми супругами и жили в городе Никомидии в Малой Азии. Адриан был язычником, а Наталия — тайной христианкой. Во время гонений на христиан в пещере близ Никомидии скрывалось двадцать три человека из числа верующих во Христа Спасителя. Их поймали, судили, истязали и пытались заставить поклониться идолам, а потом повели в судебную палату, чтобы записать их имена. После беседы с этими мучениками Адриан заявил писцам: «Запишите и мое имя вместе с ними, потому что и я — христианин». Адриана посадили в тюрьму, а Наталия поспешила к супругу и ободряла его, призывая быть мужественным. Больше всего она боялась, что муж испугается мучений и отречется от Христа. Она укрепляла его и была рядом с ним до последней минуты, придерживая его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом.

     После кончины мужа Наталия опасалась, что ее заставят вновь выйти замуж. И действительно, один из военачальников захотел взять ее в жены, потому что она была молода, красива и богата. Но Наталия скрылась в Византию. Здесь ей явился во сне Адриан и сказал, что скоро она последует за ним. Так и случилось. Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье Византии, куда его тело перенесли верующие. Это произошло в 305–311 годах.

     Чтимый образ святых мучеников Адриана и Наталии происходит из храма Адриана и Наталии «что в Мещанской», который находился на проспекте Мира между домами 11 и 13, где сейчас сквер. После разрушения храма в 1936 году образ был принесен в Знаменский храм протоиереем Стефаном Марковым.

     Память совершается 8 сентября.

   

       Святая равноапостольная великая княгиня Ольга была женою князя Игоря и матерью князя Святослава. О происхождении и месте рождения ее нет точных и достоверных сведений. По летописцу Нестору, Ольга была славянкой и родилась в деревне Выбутской, близ нынешнего Пскова. Она трудилась как перевозчица через реку Великую. Здесь увидел ее князь Игорь и, пораженный ее красотой и мудростью, взял в жены. В 945 году Игорь удвоил дань своим подданным — древлянам, и те в отместку убили его. Ольга осталась вдовой с малолетним сыном Святославом и мужественно взяла бразды правления в свои руки до его совершеннолетия. Первым делом княгиня постаралась оградить свое княжество от насилия древлян, которые задумали женить на Ольге своего князя Мала, а наследника Святослава убить. Ольга жестоко расправилась с мятежным народом, полностью уничтожив его былое могущество. Для врагов она была страшна, своими же подданными любима как милостивая и благочестивая правительница. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость.

     Когда же, устроив государственные дела, она передала правление возмужавшему сыну, то избрала для себя «единое на потребу» — спасение своей души. Около 959 года княгиня, взяв с собою знатных мужей и богатые дары, отправилась в Царьград, чтобы узнать все об Истинном Боге.

     Там она приняла Святое Крещение, причем восприемником ее от купели был император Константин Багрянородный. В Святом Крещении ей было наречено имя Елена, в честь равноапостольной царицы Елены, матери святого Константина Великого. Когда Ольга покидала Царьград, Патриарх Константинопольский благословил ее крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, егоже приняла Ольга, благоверная княгиня».

     Вернувшись на родину, Ольга начала свое апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда, первого Киевского князя-христианина. Затем она отправилась по Руси с проповедью веры. Сын Ольги Святослав и слышать не хотел о Святом Крещении, но ей удалось посеять семена христианской веры в душах трех малолетних внуков — Ярополка, Олега и Владимира.

     Скончалась святая Ольга 11/24 июля 969 года и была погребена по-христиански близ церкви святителя Николая. Бог прославил ее чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи княгини Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге.

     Образ святой равноапостольной княгини Ольги находился ранее в приемном отделении детской больницы, которая располагалась в Орлово-Давыдовском переулке и называлась Ольгинской. Корпуса этой больницы сохранились до сих пор. Она была построена на средства С. В. Орлова-Давыдова в память о его матери — Ольге Ивановне Орловой-Давыдовой (урожденной Барятинской; †1876), известной московской благотворительнице. После революции икона, естественно, не могла оставаться в больнице и была принесена в Знаменский храм.

      Память совершается 24 июля.
   

 

 

  Образ Божией Матери и святого апостола Иоанна Богослова, стоящих у Креста Господня, напоминает нам евангельское событие — Спаситель с Креста поручает Апостолу заботиться о Своей Матери.